Оглавление
I. Целевой раздел....................................................................................................... 2
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 2
1.1.1. Принципы реализации программы ......................................................... 4
1.1.2. Основные категории одаренных детей (виды одаренности) ................ 4
1.1.3. Возрастно-психологические особенности развития одаренности
дошкольника.................................................................................................................... 5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы ......................................... 6
II.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................... 8
2.1. Критерии и методики диагностики ................................................................ 8
2.2. Этапы диагностической работы с воспитанниками .................................. 11
2.3. Факторы и способы развития одаренности................................................. 12
2.4 Познавательное развитие одаренного ребенка ............................................ 13
2.5. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка ..................... 14
2.5.1. Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия
одаренных дошкольников............................................................................................ 15
2.5.2 Музыкальное развитие одаренного ребенка ........................................ 16
2.6. Физическое развитие одаренного ребенка................................................... 18
2.7. Стратегии обучения одаренных детей ......................................................... 20
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫ Й РАЗДЕЛ ................................................................... 21
3.1. Основные направления реализации Программы ..................................... 21
3.1.1. Взаимодействие с одаренными и талантливыми детьми ................... 21
3.1.2. Взаимодействие с педагогами ................................................................. 21
3.1.3. Взаимодействие с родителями ................................................................ 21
3.1.4. Социальное партнерство ......................................................................... 21
3.2. Этапы психолого – педагогического сопровождения развития одаренного
ребенка................................................................................................................................ 22
3.3. Условия успешной работы с одаренными воспитанниками .................... 24
3.4. План мероприятий в ДОУ проводимых в рамках реализации программы
по работе с одаренными детьми ...................................................................................... 25
Список литературы. .................................................................................................. 27
Приложения ............................................................................................................... 28
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Таланты создавать нельзя, но можно создавать
почву, на которой будут расти и процветать
таланты Генрих Нейгауз
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская
одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и
развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней
в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными
потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной
творческой личности.
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди,
способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое
обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов
действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное
повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети
лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к
творчеству.
Современные тенденции социального развития общества ставят перед
образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание
разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их
сопровождения в течение всего периода становления личности, создание
среды для проявления и развития способностей каждого ребенка,
стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку
ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый –
более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления
будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом
процветания нации.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для
развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
На современном этапе отправной точкой отсчѐта, от которой берут
начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране,
является «Рабочая концепция одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской
и В.Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одаренный ребенок – это ребенок,
который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности».
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей
становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Современная система образования, в частности детские сады, испытывают
особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные
запросы и интересы одаренных детей.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития
способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению,
желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы
педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он
предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего
ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одаренных детей
характерна потребность в знаниях.
Актуальность программы заключается в том, у одаренных детей
высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их
природной любознательности и стремления к познанию. Уровень
интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое
поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в
помощи более зрелых людей. Одаренным детям присущи особые
поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со
сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать
собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и
превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у
одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако
педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто
одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят
детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в
постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
Цель: создание оптимальных условий для выявления, формирования и
развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии
со способностями.
Задачи:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной
(спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Возрастная категория детей – от 5 до 7 лет, имеющий яркие, очевидные
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Нормативно-правовая база Программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.,
утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001
г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской
программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
1.1.1. Принципы реализации программы
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип
означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны
способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному
развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
- Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание,
процесс обучения должны как можно более полно учитывать
индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка.
Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых
индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип
предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и
обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на
разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут
легко провоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения,
что может привести к отрицательным последствиям.
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического
и физического развития.
Принцип
максимального
разнообразия
предоставляемых
возможностей.
1.1.2. Основные категории одаренных детей (виды одаренности)
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность: - одаренность в ремеслах - спортивная организационная
2. Познавательная одаренность: - академическая (высокие результаты по
всем или определенным школьным предметам) - научная (научноисследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность: - хореографическая сценическая - литературно-поэтическая - изобразительная - музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и
служение людям).
1.1.3. Возрастно-психологические особенности развития одаренности
дошкольника
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М.
Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее
основных
структурных
компонентов:
когнитивный,
личностный
(мотивационный), творческий:
- общие и (или) специальные (музыкальные, художественные,
математические и др.) способности выше среднего уровня;
- доминирующая познавательная мотивация;
- креативность (способность преобразовывать знания с участием
воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя
нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна
высокая
сензитивность (чувствительность) к новизне
ситуации,
проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый
предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная
потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее
физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность
познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это
обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему
новому для ребенка.
К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в
более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке
вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных
детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают
задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому
что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их
количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года.
Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике.
У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов
из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое
звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются
найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу,
наблюдая, пробуя экспериментировать.
С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской
активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и
осуществлять самостоятельный поиск решений.
До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия
музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям
по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения,
игры на музыкальных инструментах.
В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество.
Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в
отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем
детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности
все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное,
красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности
к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года
увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках
домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя
составлять разные, новые комбинации. Научившись в 4-5 лет играть в
шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской,
довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают
обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками
или старшими детьми.
К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области
восприятия предметов и их свойств. Как известно, восприятие — первая
ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление,
воображение. Сенсорные способности составляют фундамент умственного
развития ребенка.
Этапы развития одаренности дошкольника
На первом этапе малыш начинает называть треугольные предметы
«крышами», про круглые предметы говорит, что они похожи на мячик, т. е.
появляются так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при
восприятии одного предмета другой используется как образец. Обычно это
происходит на третьем году жизни, когда бурно развивается предметно манипулятивная деятельность детей.
На втором этапе (в 3-4 года) происходит переход от использования
предэталонов к применению собственно эталонов — средствами восприятия
выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем
каждое имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают
основными цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым,
голубым, синим, фиолетовым как в обычной жизни, так и в процессе
специально организованных дидактических игр. Как известно, сенсорными
эталонами формы служат основные геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник и овал.
На третьем этапе овладения сенсорными эталонами (4—5 год жизни)
дети начинают их систематизировать. Взрослый помогает ребенку выстроить
последовательность цветов спектра, узнать их оттенки.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты:
- Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах,
фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
- Формирование целостной постоянно функционирующей системы
психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и
талантливых детей. • Создание постоянно обновляемой информационной базы
данных талантливых и способных детей ДОУ.
- Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с
особыми
возможностями
в
случае
необходимости
(коррекция
психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок,
содействие социальной адаптации).
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере
психолого-педагогических основ способностей.
Оценку эффективности реализации Программы можно отследить по
следующим критериям:
- количество дошкольников принимающих участие в конкурсах, фестивалях,
спортивных соревнованиях различного уровня;
- оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском
саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательнообразовательным процессом в ДОУ.
- количество воспитанников успешно справляющихся с усвоением Основной
образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
- количество детей, охваченных дополнительным образованием;
- ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков;
- расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ;
- количество выпускников детского сада, продолжающих посещать
дополнительные секции и кружки, обучаясь в школе.
II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Критерии и методики диагностики
В качестве основного критерия способностей многие психологи
рассматривают успешность деятельности. Так, в отечественной психологии
С.Л.Рубинштейном и Б.М.Тепловым была сделана попытка дать
классификацию понятий "способности", "одаренность", "талант" по единому
основанию - успешности деятельности.
Критерии одаренности. Одаренность - дар - талант - гений способность. Все вышеприведенные понятия подразумевают различные
подходы к одаренности, различные критерии выявления ее. На практике
одаренность выявляется двумя способами: 1.По достижениям. 2.По
результатам специальных тестов.
Ступени и степени развития одаренности.
1. Крайний полюс - "гений". Это, буквально, дух; частица бога в
человеке. Определение, не поддающееся формализации и анализу.
2. "Талант" близок в своем библейском смысле к понятию дара. Дар - это
нечто, данное человеку свыше, определенное преимущество, возможность.
3. Близок к понятию "возможность" и термин "способность". И то и
другое подразумевает потенцию, возможность чего-то. Именно так и звучит
определение способности в "рабочей концепции" - "определяет возможность
достижения высоких результатов".
Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент
одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации
по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает
относить к категории одаренных тех детей, кто проявил высокие показатели
хотя бы по одному из параметров:
Мотивация. При решении педагогических задач важно не только то, что
делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его
действовать. При всем возможном и реальном многообразии мотивов
поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько
относительно небольших групп.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее
прямым продуктом:
- "мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения
(побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями,
способами действий, проникать в суть явлений);
- "мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом
учения (увлекает процесс общения с педагогом и другими детьми в группе,
процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и
др.).
Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
"Широкие социальные мотивы"
а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, (перед
педагогом, родителями, группой сверстников);
б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения,
самоопределения, самосовершенствования.
- "Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения,
страха быть "наказанным" и т. п.
Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с
содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами,
явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и
т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка.
В то же время важное значение имеет мотивация процессом, а также
социальные мотивы. Максимально реализует свой потенциал, а,
следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто
был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.
По данным научной лаборатории Д.Б. Богоявленской, занимающейся
данной проблемой, на определённом этапе важно вовремя менять мотивацию
учения: с мотивации «на оценку» – на мотивацию «на развитие». Наличие же
в ребёнке мотивации «на содержание» (предмета) есть признак одарённости.
Креативность. Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что
природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна.
Научившись "творить" в сфере искусства, техники или других видах
деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую
сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно
автономная, самостоятельная, универсальная способность.
При оценке креативности учитывают обычно четыре параметра.
1.Продуктивность, или "беглость", – способность к продуцированию
максимально большого числа идей. Этот показатель не является
специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше
возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
2. Гибкость представляет собой способность легко переходить от одного
вида деятельности к другому, часто очень далекому по содержанию.
Противоположное качество называют "инертностью мышления".
3. Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это
способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от
широкоизвестных, общепринятых, банальных.
4. Разработанность. Творцы могут быть условно поделены на две
большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи,
другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты
творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это
просто разные способы реализации творческой личности.
Способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения
любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств.
Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом,
пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно
"способностями выше среднего уровня". Большая часть способностей имеет
универсальный характер, но есть и исключительно специальные,
обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. В
психологии известно и явление "компенсации". Недостаток развития одних
способностей, может быть частично восполнен, компенсирован за счет более
интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких
и даже выдающихся результатов.
Одаренность как динамическая
характеристика.
Важной
особенностью одаренности является то, что это не статическая, а
динамическая характеристика. Она эволюционирует и существенно,
качественно меняется в ходе развития. Это делает особенно значимой уже не
проблему обучения одаренных детей, а проблему развития детской
одаренности, или, говоря иначе, проблему развития потенциала личности
каждого ребенка.
Модель диагностики детской одаренности.
По содержанию диагностические методики делятся на три группы:
- методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка,
- методики диагностики интеллектуального уровня
- уровня креативности.
Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой
группы существует деление на методики: для дошкольников, для педагогов,
для родителей.
Методика диагностики:
1. Анкеты для родителей дошкольников:
«Способности моего ребенка». «Определение уровня проявления
способностей ребенка» (А.И. Сизанова).
2. Диагностика для педагогов:
• «Шкала рейтинга поведенческих характеристик» (Дж. Рензули), определение
познавательных, мотивационных, лидерских и других качеств личности
одаренного ребенка.
• Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для
определения выраженности способностей детей
• Метод анализа продуктов деятельности одаренных дошкольников,
применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для
воспитанников.
• «Карта индивидуального ведения» воспитанника
3. Психологическая диагностика дошкольника:
• Методика оценки общей одаренности
• Диагностика «Палитра интересов» (А.И. Савенков).
• Методика «Карта одаренности».
• «Ваш творческий потенциал»
• Определение творческих способностей Х.Зиверта.
• «Интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков).
• Предпочтения в разных видах деятельности (Ю.А.Афонькина,
З.Ф.Себрукович).
• Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка.
• Мыслительные способности и воображение в структуре одаренности
(Ю.А.Афонькина, О.В.Филатова).
• Перцептивные способности в структуре одаренности (Ю.А. Афонькина,
О.В.Филатова).
• Диагностика умений и способностей в структуре одаренности (Маланов
С.В).
• Диагностика эмпатийных способностей в структуре одаренности
(Ю.А.Афонькина, О.В. Филатова).
• Диагностика речевых способностей в структуре одарённости
(Ю.А.Афонькина).
Перечисленные выше диагностики позволяют выявить общую
одаренность воспитанников и создать целостное представление об их уровне
развития. В соответствии с индивидуальными темами исследований могут
использоваться специфические диагностики, связанные с выявлением частных
способностей и особенностей развития ребенка.
2.2. Этапы диагностической работы с воспитанниками
1. Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом
уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация
стекается из четырех основных источников: педагог- психолог, педагоги,
родители и сами дети. Участие детей в диагностике собственной одаренности
на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким
образом информация позволяет создать первое представление о каждом
ребенке.
2. Этап оценочно-коррекционный. Этот этап в диагностической схеме
ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска
информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на
занятия тренигового типа. Проведение занятий по специальным программам,
ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной
сферы ребенка.
3. Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на
данных результативности деятельности дошкольников в добровольно
выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о
степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно
надежным основанием для построения прогноза развития.
Для того чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а
складывалась в определенную систему, педагог-психолог проводит
диагностику продвижения детей в отдельных направлениях. Результаты
диагностики заносятся в портфолио воспитанника с тем, чтобы на разных
возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать
учебный план на базе интересов ребенка.
Работа с одаренными детьми особенно значима в возрасте 5-7 лет.
Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему
дополнительного
образования
(секции,
кружки)
воспитанники
демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в
различных конкурсах.
2.3. Факторы и способы развития одаренности
Наиболее полно рассмотрены факторы, влияющие на развитие
одаренности и ее слагаемые в многофакторной Мюнхенской модели:
1.Факторы, влияющие на развитие одаренности:
Личностные характеристики
Характеристики окружения
Мотивация достижения
Стимулирование инициативы дома
Ожидание успеха/боязнь неудачи
Образование родителей
Готовность к напряжению
Сиблинги и порядок рождения
Локус контроля
Город-земля-происхождение
Стремление к знаниям
Критические события жизни
Способность к преодолению стресса Ролевые ожидания по отношению к
высокой одаренности
Я-концепция
(общая
и Успешный/неуспешный опыт
академическая)
Микроклимат в семье
Микроклимат в классе и на уроке
2.Своеобразие одаренности:
Факторы одаренности
Области достижений
Интеллект
Познавательная деятельность
Музыкально-художественные
Музыка и изобразительное искусство
способности
Креативность
Социальные лидерские функции
Социальная компетентность
Психомоторные способности
Спортивная деятельность
Согласно теории Дж. Рензулли процесс развития детской одаренности
реализуется путем использования стратегии обогащения содержания
образования. Обогащение предполагает широкий спектр мер по качественной
перестройке содержания образования таким образом, чтобы оно наиболее
полно отвечало задаче развития интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка. Данная модель наиболее полно соответствует решению
проблемы — «одаренный ребенок в ДОУ». Основные черты модели имеют два
уровня:
- Развитие детской одаренности в условиях ускоренного обучения
- Развитие детской одаренности в условиях обогащения содержания
образования
Основные черты предлагаемой модели имеют два уровня. Первый
условно назван уровнем «горизонтального обогащения» (система мер по
дополнению
традиционного
учебного
плана
специальными,
интегрированными курсами), второй — «вертикального обогащения»
(предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета, поэтому его иногда называют
ускорением).
Направления
обогащения
содержания
образования
дошкольников, используемые для психологического сопровождения
одаренных детей:
1. Обогащение познавательных процессов ориентировано на развитие
самих умственных процессов воспитанников (шахматы, логические игры,
моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и
т.д.). Обогащающее обучение специально направлено на развитие творческого
мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких
известных техник как мозговой штурм, участие в творческих конкурсах и т.д.
2. Корректирующие программы создаются для одаренных детей,
которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности.
Реализуются в индивидуальных формах работы.
3. Развивающие программы создаются для улучшения состояние
эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой
тренинг, тренинг сензитивности и т.д. Интерактивные программы
соединяют познавательные и эмоциональные компоненты («Психология
общения», «Этикет»).
4. Особое внимание применительно к рассматриваемой проблеме
традиционно уделяется индивидуальному способу организации обучения,
проведения с этой целью мини-курсов.
2.4 Познавательное развитие одаренного ребенка
Формы и методы, побуждающие детей к различной степени
познавательной активности
Формы:
- наблюдения
- беседы на познавательные темы
- познавательные рассказы
- чтение познавательной литературы
- проектная деятельность
- детское экспериментирование
- решение проблемных ситуаций
- разбор обсуждение рассказов-загадок
- загадки – движения
- разбор и комментирование путаниц
- моделирование
- игровые обучающие ситуации
- встречи с интересными людьми.
Методы познавательной активности
Методы
Содержание
Методы,
Элементарный анализ
повышающие
Сравнение по контрасту и подобию, сходству
познавательную
Группировка и классификация
активность
Моделирование и конструирование
Ответы на вопросы детей
Приучение к самостоятельному поиску ответов на
вопросы
Методы, вызывающие Воображаемая ситуация
эмоциональную
Придумывание сказок
активность
Игры-драматизации
Сюрпризные моменты и элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание разнообразных средств на одном
занятии
Методы,
Прием предложения и обучения способу связи
способствующие
разных видов деятельности
взаимосвязи
Перспективное планирование
различных
видов Перспектива, направленная на последующую
деятельности
деятельность
Беседа
Методы коррекции и Повторение
уточнения
детских Наблюдение
представлений
Экспериментирование
Создание проблемных ситуаций
Беседа
Средства и способы познания мира
- через действия
- через собственный практический опыт
- посредством слова
- через книги и телепередачи с познавательным содержанием
Требования при отборе познавательного содержания
- учет познавательных интересов и потребностей детей
- учет познавательных возможностей.
Особенности развития познавательной активности детей
Возраст
Характеристика
Понятия
Старший
Стремление расширить свой Знак, символ, знаковые
дошкольный кругозор.
системы, время.
возраст
Выявить
и
вникнуть
в Природа:
живая,
существующие
связи
и (растительный и животный
отношения
мир);
Потребность утвердиться в Неживая:
почва,
вода,
своем
отношении
к атмосфера, климат
окружающему миру
2.5. Художественно-эстетическое развитие одаренного ребенка
Модель эстетического отношения к окружающему миру.
- Способность эмоционального переживания.
- Способность к активному усвоению художественного опыта, к
самостоятельной
творческой
деятельности,
к
саморазвитию
и
экспериментированию (поисковым действиям).
- Специфические художественные и творческие способности (восприятие,
исполнительство и творчество).
Методы художественно - эстетического развития
- Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания.
- Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире.
- Метод эстетического убеждения
- Метод сенсорного насыщения
- Метод эстетического выбора •метод разнообразной художественной
практики.
- Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,
сверстниками).
- Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих
интерес к художественной деятельности.
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Формы работы с детьми по художественно-эстетическому развитию
Содержание
Возраст
Совместная
Самостоятельна
деятельность
я деятельность
Развитие
Старший
Рассматривание
Самостоятельное
детского
дошкольны предметов искусства художественное
творчества
й возраст
Беседа
творчество
Создание коллекций Игра
Экспериментировани
е с материалом
Рассматривание
Приобщение
к
чертежей и схем
изобразительном
Рисование,
у искусству
аппликация,
лепка
Художественный
труд
Интегрированные
занятия
Дидактические игры
Художественный
досуг, конкурсы
Выставки
работ
декоративноприкладного
искусства
Проектная
деятельность
2.5.1. Изобразительная деятельность и развитие эстетического
восприятия одаренных дошкольников
Работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по
двум направлениям:
1. Раздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве» - процесс
эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений
изобразительного искусства.
2. Раздел «Рисование и лепка» процесс непосредственно образовательной
деятельности и свободной самостоятельной деятельности.
Условия формирования изобразительной деятельности:
1. Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом.
2. Культурное обогащение содержания изобразительной деятельности, в
соответствии с особенностями познавательного развития детей разных
возрастов.
3. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской
активности.
4. Интеграция
различных
видов
изобразительного
искусства
и
художественной деятельности.
5. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего).
6. Обогащение сенсорно-чувственного опыта.
7. Организация тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
8. Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного
образа.
Педагогические условия:
- Формирование эстетического отношения и художественных способностей в
активной творческой деятельности детей.
- Создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке,
аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества.
- Ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративноприкладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного
учреждения.
2.5.2 Музыкальное развитие одаренного ребенка
Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному
развитию проводится 2 раза в неделю.
Виды деятельности.
1.Слушание - восприятие
2. Певческая деятельность
3.Музыкально-ритмическая деятельность
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5.Музыкально-образовательная деятельность
6.Развитие
детского
творчества
(песенного,
музыкально-игрового,
танцевального).
Методы музыкального развития.
Наглядный: сопровождение музыкального ряда показом движений.
Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.
Словесно-слуховой: пение.
Слуховой: слушание музыки.
Игровой: музыкальные игры.
Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
Содержание работы:
«Слушание»
- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание,
накопление музыкальных впечатлений;
- развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания
музыки;
- развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес,
средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Содержание работы: «Пение»
- формирование у детей певческих умений и навыков;
- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью
воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения
инструмента;
- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и
неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и
исправление своих ошибок;
- развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения»
- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в
связи с этим ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений с характером музыкального
произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности,
развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры,
пляски и упражнения;
- развитие художественно-творческих способностей.
Содержание
работы:
«Игра
на
детских
музыкальных
инструментах»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость,
целеустремленность, усидчивость;
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей,
музыкального вкуса;
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре
на них;
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций
организма.
Содержание работы: «Творчество»: песенное, музыкально-игровое,
танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению
самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего
замысла;
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному
творчеству, к импровизации на инструментах.
Формы и методы работы по музыкальному развитию одаренности
Возраст
Совместная
Самостоятельная деятельность
деятельность
Старший
- Праздники, развлечения Создание
условий
для
дошкольный -Театрализованная
самостоятельной музыкальной
возраст
деятельность
деятельности в группе: подбор
-Слушание музыкальных музыкальных
инструментов
сказок,
музыкальных
игрушек,
- Беседы с детьми о театральных кукол, элементов
музыке;
костюмов для театрализованной
-Просмотр
деятельности.
мультфильмов,
Игры в «праздники», «концерт»,
фрагментов
детских «оркестр»,
«музыкальные
музыкальных фильмов
занятия»,
«телевизор,
-Рассматривание
придумывание
танцевальных
иллюстраций в детских движений,
инсценирование
книгах,
репродукций, содержания песен, хороводов.
предметов окружающей Составление композиций танца.
действительности;
Музыкально-дидактические
Рассматривание игры.
портретов композиторов
Игры-драматизации
-Празднование
дней Аккомпанемент в пении, танце.
рождения
Детский ансамбль, оркестр
Игра в «концерт», «музыкальные
занятия»
2.6. Физическое развитие одаренного ребенка
Физически одаренные дети, как правило, демонстрируют успехи в
разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать
чемпионами, танцорами, артистами цирка.
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик
одаренных детей. Первый - физически не подготовленный ребенок. Другой же
- говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее,
чем их ординарные сверстники. Физические характеристики одаренных детей
столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать
стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности
одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.
Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий
энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только
ли талантливым взрослым это свойственно? Большинство опрошенных
родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и
слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько обычны,
что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании такого
поведения. Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и
координация между визуальным восприятием и механическим движением
гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание.
Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей
попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо
труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем
читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто
ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В
составлении ранних программ обучения для одаренных детей требуется
точная индивидуализация с тем, чтобы не допустить отвращения к основным
навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь.
Хорошие физические данные подразумевает спортивную одаренность.
Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах
двигательной деятельности (спорт, танцы).
Одаренные дети в детском саду как правило, среди дошкольников
одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не
догадываются; - быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое,
неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
Одаренные дети - особая психологическая реальность, где
индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое
условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет
своеобразия природных особенностей каждого из них.
Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с
другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти
вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание
заниматься.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными
параметрами: опережающим развитием познания, психологическим
развитием и физическими данными. Поэтому, рассуждая о системе работы с
физически одаренными детьми в ДОУ, хотелось бы подчеркнуть мысль о
работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и
способностей. Таким образом, наш детский сад имеет план работы под
названием «Обучение одаренных детей с выраженными спортивными
способностями», основной целью которого является развитие спортивных
способностей одаренного ребенка.
2.7. Стратегии обучения одаренных детей
1.Ускоренное обучение (например: ранее поступление в школу).
Учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий ускорения и обогащения.
2.Обогащениие обучения. Вертикальное обогащение предполагает
более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области
избранного предмета (ускорение). Горизонтальное обогащение направлено на
расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается
быстрее, а получает большие возможности по развитию креативного
мышления, умение работать самостоятельно.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫ Й РАЗДЕЛ
3.1. Основные направления реализации Программы
3.1.1. Взаимодействие с одаренными и талантливыми детьми
1) Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2) Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное
время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
3.1.2. Взаимодействие с педагогами
Работа с педагогами проводиться по следующим направлениям:
- педагогические советы;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары-практикумы;
- консультации, рекомендации.
3.1.3. Взаимодействие с родителями
Работа с родителями проводиться по следующим направлениям:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско - родительские проекты;
- презентации; совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
3.1.4. Социальное партнерство
Социальное партнерство в МАДОУ ЦРР №32 строится с учетом
интересов талантливого и одаренного ребенка, дает возможность развивать
природные способности талантливых и одаренных детей, расширять
воспитательную и культурно-образовательную среду.
Социальное партнерство со спортивными учреждениями (МАОУ ДО
«ДЮСШ» №25) способствует положительной мотивации одаренных и
талантливых детей к здоровому образу жизни и культуре здоровья.
Социальное взаимодействие с учреждениями культуры (Артемовский
исторический музей, районная библиотека, ДК Угольщиков, ДК Энергетик,
ДК им. Попова, Детская школа искусств №1) способствует созданию
эстетической развивающей среды, которая способствует гармоничному
развитию одаренного ребенка.
Социальное партнерство с общеобразовательными школами (МАОУ
«СОШ №1, МБОУ «СОШ №6) создает преемственность в организации
образовательной системы, способствует выработке общих подходов к оценке
готовности одаренного и талантливого ребенка к школьному обучению с
позиции самоцености дошкольного возраста.
Социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования
(МАОУ ДО «Центр образования и профессиональной ориентации», МАОУ
ЦДО «Фаворит) развивает мотивацию одаренного и талантливого ребенка к
познанию и творчеству, приобщает его к общечеловеческим ценностям,
содействуют профессиональному самоопределению, дает уверенность
родителям в успешном будущем своего ребенка.
3.2. Этапы психолого – педагогического сопровождения развития
одаренного ребенка
Первый этап – предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка
его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей,
воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя
родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями
определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие
индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным
возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью
определения его индивидуального пути развития. Выявление одаренного
ребенка на первом этапе возможно при использовании методов наблюдения и
метода экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного
года заполняют анкету (Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»), где
оценивают степень проявления у детей группы признаков одаренности:
выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность,
инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности,
любознательность, широта кругозора.
Второй этап – представляет собой прохождение трех модулей:
1й модуль - Работа с детьми.
Уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психологопедагогического обследования. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор
дополнительной информации от специалистов ДОУ, родителей, изучают
специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В
ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на
который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены
консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке,
определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного
ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для
каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные
программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка. При
диагностике одаренности исходим из представления большинства
исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребенок, продемонстрировавший
высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров:
уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает
того, чтобы его квалифицировали как одаренного.
Этапы сопровождения развития психомоторной одаренности ребенка. 1й этап сопровождающей работы – диагностический – предполагает открытие,
констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация
может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих
контакт с ребенком. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с
возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями
определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие
индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным
возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью
определения его индивидуального пути развития, построения развивающей
работы. 2-ий этап - создание условий для развития одаренных детей:
проведение развивающей работы с ребенком в кружке, консультативной и
другой работы с родителями, воспитателями. Мало просто выявить таланты,
надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития
выявление талантливых детей осуществляется в процессе реализации системы
конкурсов для детей разного возраста.
На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод
о наличии одаренности у детей.
2й модуль - Работа с педагогами.
Основные задачи данного модуля: повышение педагогического
мастерства и личностного роста педагогов; самоорганизация и развитие;
мониторинг профессионально-личностного роста.
Работа с одаренными детьми предъявляет дополнительные требования к
профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие
качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми:
- теоретические знания по вопросу одаренности;
- наличие практического опыта;
- позитивная Я - концепция;
- целеустремленность и настойчивость;
- зрелость (четкое знание своих целей и задач);
- эмоциональная стабильность;
- креативность.
3й модуль - Работа с родителями.
Основные задачи данного модуля:
- Исследование родительской компетенции.
- Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.
- Изучение и развитие родителями личности своего ребенка.
Основная цель работы с родителями – помощь родителям в поиске
путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одаренного
ребенка Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из
важных условий для развития их одаренности, а его отсутствие ведет за собой
«обнищание мысли» (А.М.Матюшкин, Ю.С. Багимов и другие). Однако даже
самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так
и отрицательную роль в развитии одарѐнного ребѐнка. Поэтому специалистам,
работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.
Рекомендуемый практический материал по содержанию работы с родителями:
- Тест «Как развита фантазия Вашего ребенка?»;
- Консультации, памятки, советы;
- Определение склонностей ребенка (для родителей и педагогов).
Третий этап – создание условий для развития одаренного ребенка, через
организацию развивающей работы с одаренным ребенком в условиях ДОУ, в
учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы
с родителями. На данном этапе в ДОУ активно используют возможности
учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного
учреждения заключает договор о сотрудничестве ДОУ и учреждения
дополнительного образования. На этом этапе проводятся мероприятия,
объединяющие детей, педагогов ДОУ, учреждения дополнительного
образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества,
взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет
позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.
Четвертый этап – анализ промежуточных результатов сопровождения
одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты
проводят мониторинг успешности развития одаренного ребенка и
корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Для того
чтобы отследить динамику развития одаренности каждого ребѐнка
используется методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова. В ней
путем экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей 9-ти
характеристик одарѐнности в начале и конце учебного года. Эксперты:
воспитатели группы, педагоги дополнительного образования по ИЗО,
музыкальный
руководитель,
педагог-психолог,
тьютор.
Педагоги
дошкольного и дополнительного образования организуют в ДОУ
разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка.
Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система
сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована
3.3. Условия успешной работы с одаренными воспитанниками
Работу с одаренными детьми необходимо начать с планирования. В
планировании педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить
задачи и формы работы с одаренными воспитанниками. Для этой успешной
работы с одаренными детьми необходимо:
1. Расширение и совершенствование деятельности психологической
службе в ДОУ.
2. Включение проблемы работы с одаренными детьми как
приоритетного направления в систему научно-методической и опытноэкспериментальной работы педагогов ДОУ.
3. Осознание важности работы с каждым одаренным ребенком.
4. Создание и постоянное совершенствование методической системы
ДОУ работы с одаренными воспитанниками.
5. Признание руководством и коллективом ДОУ того, что реализация
системы работы с одаренными воспитанниками является одним из
приоритетных направлений в работе ДОУ.
Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь
педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного
ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей
воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более
способными и знающими, чем он сам
3.4. План мероприятий в ДОУ проводимых в рамках реализации программы
по работе с одаренными детьми
Мероприятия
Совершенствование нормативно-правовой базы
организации работы с одаренными детьми
Формирование координационного органа по
работе с одаренными детьми (рабочая группа)
Составление и утверждение плана работы с
одаренными детьми
Ответственный
Заведующий,
старший воспитатель
Заведующий,
старший воспитатель
Заведующий,
старший воспитатель,
воспитатели
групп,
логопед,
педагог-психолог,
тьютор
Приобретение специальной методической и Заведующий,
детской познавательной литературы
воспитатели
групп,
логопед,
педагогпсихолог, тьютор
Формирование системы дополнительной работы с Воспитатели групп
одаренными воспитанниками:
- организация работы кружков различных
направлений;
- организация системы исследовательской работы
дошкольников.
Создание перспективных планов, программ и Воспитатели
групп,
методических материалов для организации логопед,
педагогвоспитательно-образовательного
процесса
в психолог, тьютор
системе повышения квалификации педагогов,
работающих с одаренными детьми
Повышение
квалификации
педагогов, Заведующий,
работающих с одаренными детьми, обучение старший воспитатель
специалистов-психологов и педагогов новым
образовательным технологиям и методикам
обучения,
использованию
диагностического
инструментария в работе с одаренными детьми,
включая дистанционные
Материальная поддержка одаренных детей,
учреждение
ежегодных
премий
(призов)
одаренным детям
Разработка нормативно-правовой базы по
материальной поддержке педагогов, работающих
с одаренными детьми (премии и другие виды
морального и материального поощрения)
Организация мониторинга состояния работы с
одаренными детьми
Заведующий,
старший воспитатель
Заведующий,
старший воспитатель
Старший воспитатель,
воспитатели
групп,
логопед,
педагогпсихолог, тьютор
Заведующий,
старший воспитатель,
воспитатели
групп,
логопед,
педагогпсихолог, тьютор
Изучение,
обобщение
и
распространение
передового
педагогического
опыта
по
направлению одаренные дети. Обеспечение
распространения
информации,
издания
методических,
авторских
педагогических
разработок, альманахов, периодических изданий,
творческих работ одаренных детей
Подготовка и создание страницы «Одаренные Старший воспитатель
дети» на официальном сайте ДОУ
Ведение электронного банка данных «Одаренные Педагог – психолог,
дети»
тьютор
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Список литературы.
Проблемы личностных особенностей одаренных детей младшего
школьного возраста (по материалам психолого-педагогических
исследований)
https://studbooks.net/1614723/psihologiya/problemy_lichnostnyh_osobennost
ey_odarennyh_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_po_materialam_psihol
ogo-pedagogicheskih_issledovaniy
Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности
дошкольников / И. Галянт // Дошкольное воспитание. 2009 №7.
Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности / И. Галянт //
Дошкольное воспитание. 2010 № 6.
Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной
культуры и творческой одаренности детей / Н. Гердт // Дошкольное
воспитание. 2009 № 7.
Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. М, 1991.
Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития
/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. № 2.
Евтушенко, И. Детская одаренность и родители / И. Евтушенко //
Дошкольное воспитание. 2009. № 7.
Емельянова, И. Роль исследовательской деятельности в развитии
одаренных детей / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. 2010 №7.
Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте
актуализации детской одаренности / И. Емельянова // Дошкольное
воспитание. 2009 № 7.
Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка / И. Крынцылова //
Дошкольное воспитание. 2007 № 5.
Кулемзина, А. Кризисы детской одаренности / А. Кулемзина// Школьный
психолог: изд. дом Первое сентября. 2002 №41.
Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. М, 1989.
Матюшкин, A.M. Концепция детской одаренности / А.М. Матюшкин //
Вопросы психологии. 1989. № 6.
Одаренный ребенок / под. ред. О.М. Дьяченко. - М.: Междунар. образоват
и психол. колледж, 1997.
Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества / Л.
Пасечник // Дошкольное воспитание. 2009. № 2.
Путляева, Л. О задатках и способностях / Л. Путляева // Дошкольное
воспитание. 2006. N 4.
Савенков, А.И. Одаренные дети: особенности психического развития. /
А.И. Савенков. - М: Просвещение, 2006.
Теплов, Б.М. Способность и одаренность / Б.М. Теплов. — М:
Просвещение, 1985.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для
учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М: Просвещение, 1996.
Приложения
Приложение№1
Диагностические материалы
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»
Анкету заполнил: _______________________ Группа:__________________
Дата:_____________________
№ Вопросы
1
2
3
4
Ответы
Кого из детей в группе Вы
считаете одаренными?
В
чем
проявляется
одаренность ребенка?
Какое поведение у этих
детей?
Фамилия, имя
ребенка
Фамилия, имя
ребенка
Проявление
одаренности
В нескольких
словах о поведении
каждого ребенка
Взаимоотношения детей со
сверстниками
Фамилия, имя
ребенка
Как сложились
отношения с
остальными детьми
Есть ли трудности в работе
с этими детьми?
6 Кто из родителей в группе
считает своего ребенка
одаренным?
Методики диагностики универсальных способностей для детей (авторы:
В.Синельников, В. Кудрявцев)
Методика «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения
в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,
имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению. Предъявляем ребенку картинку: «Сейчас я
тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на
ней нарисовано?» Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: «Что
станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка
картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же
вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик»,
«домик», «труба», «гармошка». Обработка данных.
В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов
при выполнении задания.
5
Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому
заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная
оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов:
- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не
станет», «Так не бывает») - 1 балл.
- Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка,
находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У
утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2
балла.
- Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения
при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую
ситуацию («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых
композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3
балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного
контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной
форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала
домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к
комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Методика «Как спасти зайку»
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих
решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую
ситуацию.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка
сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают
фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги.
Педагог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним
приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю
и уплыл далекодалеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные
волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для
этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на
предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их
обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку
при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки
простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде,
механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда
ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка
сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за
пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый
воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик
("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование
наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно
превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о
надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка - 3 балла.
Методика «Дощечка».
Основание. Детское экспериментирование.
Цель.
Оценка
способности
к
экспериментированию
с
преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на
петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена
15*15 см)
Инструкция к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед
ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это
не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она
становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок
сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у
тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?" Услышав ответ ребенка,
педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала
похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится
сам.
Обработка данных.
При обработке данныхоценивается
количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы
получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка"
и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество
баллов
изначально
не ограничивается.
Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний
Цель: изучение познавательной активности детей (используются
картинки и словесные ситуации).
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него
попросил? (6 мин.).
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил
у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда
бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду,
делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему
приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на
свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты
можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком
случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные
связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает
только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией,
например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и
т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются
разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить
досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Тест №1
Стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами
Критерии
Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения в течении 10 с., без
колебания стоп и балансирования
Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения в течении 10 с., с
колебания стоп и балансирования
Низкий уровень – 1 балл: сохранение позы менее контрольного времени
(10с.)
Тест №2
Ходьба по узкой рейки гим. Скамейки (длина 250 см)
Критерии
Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения не прерывая, 10 с.
Без остановок и удержания равновесия с помощью движений рук и тела
Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения не превышая 10 с.
С остановкой и удержанием
Низкий уровень – 1 балл: превышение контрольного времени (10 с.), с
балансированием.
Выполняется 3 раза, засчитывается лучший результат.
Тест №3 «Нажми кнопку»
Ребенку дается секундомер и предлагается 2 раза очень быстро нажать
на кнопку. Фиксируется время остановки секундомера.
Критерии
Высокий уровень – 3 балла: время остановки от 1-2
с Средний уровень – 2 балла: время остановки от 2-5с.
Низкий уровень – 1 балл: время остановки более 5 с.
Тест №4
Определяется выполнением 3 заданий:
1. Повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию
его пути;
2. Пройти спорт зал по диагонали и остановиться в центре;
3. Расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов
Критерии
Высокий уровень – 3 балла: выполнение 3 заданий без ошибок.
Средний уровень – 2 балла: выполнение 2 заданий без ошибок.
Низкий уровень – 1 балл: не выполнение ни одного
задания.
Тест №5 «Пройди и запомни»
Для теста отмеряется 5-метровый отрезок, начало и конец которого
выделяются яркими линиями.
Первое задание: Ребѐнок проходит отрезок с закрытыми глазами 1 раз,
запоминая ощущение каждого шага. В сумме они должны сложиться в
чувство расстояния. Идти нужно обыкновенным шагом, свободно и
непринужденно. Если последний шаг будет неполным - его нужно запомнить
(оба носка должны быть не линии финиша).
Второе задание: пройти расстояние с закрытыми глазами, используя
образ - эталон движения, сохранившийся в памяти. Расстояние, которое
ребѐнок не дошѐл до линии (или перешѐл), измеряется линейкой. Можно
сделать 3 попытки.
Критерии
Высокий уровень – 3 балла: ошибки, не выходящие за пределы зоны ±
15
Средний уровень – 2 балла: ошибки, не выходящие за предел зоны ± 30
Низкий уровень – 1 балл: ошибки, выходящие за пределы зоны ± 30
Тест «Не прозевайте вундеркинда».
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые
распознаются в самом раннем возрасте, и долг родителей — заметить и
развить скрытые способности и задатки. Вот тут-то и может оказать
родителям услугу предлагаемый тест.
1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста:
самостоятельно — 7 очков, с помощью кого-то — 5 очков.
2. Читает много книг, причем быстро — 2 очка.
3. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями или
энциклопедиями — 2 очка.
4. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении — 1 очко.
5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше
его — 2 очка.
Предпочитает беседовать со старшими как равный с равным — 2 очка.
Задает много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик
— 2 очка.
8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы
— 1 очко.
9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивое
обобщение (скажем, после просмотра кинофильма, телепередачи или
наблюдая за чем-то) — 2 очка.
10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою
оценку явлениям — 1 очко.
11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам —
мытью полов, посуды, выполнению учебных упражнений, не требующих
больших усилий — 1 очко.
12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это не
касается его самого — 2 очка.
13. Любит шутить и обладает чувством юмора — 2 очка.
14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре
различные термины — 2 очка. 1
15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной
смекалки — 2 очка.
16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники— 1
очко.
17. Предпочитает различные занятия, причем хочет делать все
самостоятельно — 2 очка.
18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и всем,
что касается праистории, то есть нашего изначального бытия — 2 очка.
19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет
свое мнение по многим вопросам — 2 очка.
20. Весьма развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства,
окружающей среды, во всем ищет гармонию — 2 очка.
Вот и весь вопросник вашего "вундеркинда", если он таковым является,
а это зависит от того, сколько очков получится при подсчете. Следует учесть,
что объективность тестирования зависит от точных ответов на вопросы.
Подсчитайте очки. Если вы их набрали больше 20 — это говорит о том,
что ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, вам
надо позаботиться о том, чтобы организовать его обучение и развить их.
6.
7.
Приложение №2
План работы с талантливыми и одаренными детьми в МАДОУ ЦЦР
№32
на 2022-2023 учебный год.
Месяц
Мероприятия
Ответственный
Воспитатели
Сентябрь Анкетирование родителей с целью
выявления талантливости и одаренности
Инструктор по
детей.
ФИЗО
Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети».
Конкурс «Футбольная страна
Конкурс «Профессии моей семьи»
Педагог –
Октябрь Консультация для родителей: «Что нужно
знать родителям о творческих и одаренных психолог
детях». Тематический праздник «Вот и
Воспитатели
осень пришла».
Муз.
Конкурс осенних поделок «Дары осени».
Руководитель
Конкурс «Мой край родной»
Тьютор
Конкурс «Построй город будущего»
Учитель-логопед
Конкурс «Разукрасим мир стихами»
Педагог
дополнительного
образования
Творческая
Ноябрь Деловая игра для педагогов «Детская
одаренность».
группа
Праздник «День Матери»
Муз.
Конкурс «Первые шаги в мир экономики
руководитель
маленьких финансистов»
Воспитатели
Конкурс «ЛегоБум»
Инструктор
Конкурс «Потанцуем с мамой»
ФИЗО
Конкурс-спартакиада «Сильнее, выше,
Педагог
быстрее»
дополнительного
образования
Конкурс «Наш семейный рецепт»
Декабрь
Рекомендации для родителей «Лучшие
развивающие игры для творческих и
одаренных детей».
Конкурс «Дорожный знак»
Конкурс «Построй город будущего»
Конкурс поделок на тему «Мастерская Деда
Мороза».
Педагог –
психолог
Воспитатели
Педагог
дополнительного
образования
Консультация для педагогов «Проблема
одаренности в современной педагогике».
Театрализованное представление «Ах, что за
прелесть эти сказки!».
Памятка для родителей «Как создать уголок
творчества дома».
Конкурс «Мир анимации»
Февраль Выставка поделок из бросового материала
«Столовая для птиц»
Праздничное мероприятие к дню защитника
отечества – «Мой папа – самый!»
Конкурс «Зарничка»
Январь
Педагог –
психолог
Муз.
руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Педагог –
психолог
Воспитатели
Инструктор
ФИЗО
Март
Конкурс «Раз – словечко, два – словечко»
Конкурс «Пой, соловушка»
Праздник «Для любимых мам»
Выставка «Букет для мамы»
Буклет для родителей «Как работать с
талантливыми и одаренными детьми»
Конкурс «Грин-Тим»
Конкурс «ТИКО-изобретатель»
Творческая
группа
Муз.
руководитель
Воспитатели
Творческая
группа
Тьютор
Педагог
дополнительного
образования
Апрель
Конкурс-квест-игра «7Я»
Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»
Папка - передвижка «Одаренный ребенок и
как его воспитывать»
Конкурс «Фестиваль ГТО»
Конкурс «Моя любимая буква»
Шашечный турнир
Акция «Открытка ветерану»
Конкурс «Танцевальная планета»
Воспитатели
Инструктор
ФИЗО
Учитель-логопед
Май
Воспитатели
Муз.руководитель
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА № 32"
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА № 32"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА № 32", sn=Свалова, givenName=Альфия
Халимовна, email=madou32@yandex.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C363630323030303336313930,
1.2.643.100.4=120A36363032303134303732, 1.2.643.100.3=120B3032363232373930363430,
1.2.643.100.1=120D31313136363032303030363133, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА № 32", title=Заведующая, l=город Артемовский, street=СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,
АРТЕМОВСКИЙ РАЙОН, АРТЕМОВСКИЙ ГОРОД, ТЕХНИЧЕСКАЯ УЛИЦА, 11, st=Свердловская
область, c=RU
Дата: 2022.10.04 17:46:27 +05'00'